Скульптурная композиция «Словарь Даля»

Бронзовый памятник появился на главной пешеходной улице Оренбурга. Монумент торжественно открыли сегодня, 14 ноября, напротив областной библиотеки имени Крупской. «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля уже назвали народным памятником, ведь он появился в городе благодаря всероссийскому конкурсу «Культурный след». За новую оренбургскую достопримечательность голосовали по всему миру.

От замысла до реализации прошло девять лет. В прошлом году проект памятника «Словарю живого великорусского языка» Владимира Даля стал победителем Всероссийского конкурса идей новых достопримечательностей «Культурный след». В течение трех месяцев длидось онлайн-голосование в поддержку инициативы оренбургского фонда.

Ее поддержали «Литературная газета» и выдающиеся деятели культуры Юрий Поляков, Юрий Ряшенцев, Давид Тухманов, Юрий Энтин, Юлий Ким, Марк Розовский, Гарри Бардин, Надежда Кондакова. За памятник словарю Даля голосовали не только жители Оренбургской области. Свои голоса за словарь отдали представители Луганска и Парижа, Бишкека, Алма-Аты и Ташкента, проект поддержали русские общины США, Великобритании, Германии и Израиля.

Памятник главному труду жизни ученого – «Толковому словарю живого великорусского языка» — это бронзовая композиция, в которой запечатлены первое издание словаря в четырех томах, чернильница с гусиным пером, свеча и портрет самого лексикографа, обращенный к главному входу областной библиотеки имени Н.К. Крупской.

01

Арт-объект представил оренбургский скульптор Александр Сукманов. Изготовление композиции — ООО «Ателье Айрон Студио».
На первом этапе Скульптор или заказчик предоставляет данные, в данном случае : подробные фотографии собранной композиции, композицию в разобранном виде и чертёж-эскиз с габаритными размерами, которые необходимо выдержать для монтажа.

Чертёж-эскиз

Чертёж-эскиз с габаритными размерами

02

Изготовление виксинтовых форм.

На следующем этапе, необходимо с предоставленных образцов снять виксинтовые (резиновые) формы, для получения отпечатка внешнего  орнамента и геометрии. 

03

Получение восковых моделей.

Следующий этап, получение восковых моделей, которые повторяют предоставленные образцы и в последствии будут формоваться (получение форм по ХТС), для дальнейшей заливки металла в формы и получения отливок повторяющие очертания восковок.

04

Изготавливают жёсткие модели на 3Д.

С габаритных  элементов без художественной проработки виксинтовые(резиновые) формы не снимают, а изготавливают жёсткие модели на 3Д фрезерных станках с ЧПУ или вручную. Полученные модели устанавливают на технологические щитки, для формовки (по ХТС).

05

Формовочная смесь.

Далее модели (жесткие и восковки) формуют. Формовочная смесь состоит из песка и смолы, которая под действием катализатора затвердевает, после того как  сформирует отпечаток модели.

06

Обработка металла.

После затвердевания форму разбирают, извлекают модель, прорезают технологические каналы , собирают форму и  в образовавшуюся полость заливают металл. После остывания металла форму разбивают, полученную отливку чистят пескоструйным аппаратом и передают на обработку.

07

Сварка нескольких елементов.

После черновой обработки элементы состоящие из нескольких  частей подгоняют и сваривают. 

08

Силовой каркас.

Изготавливают силовой каркас для монтажа композиции на объекте и на него начинают монтировать отлитые детали.

09

Установка и подгонка всех элементов композиции.

После того как основания (несущая часть готова) производят установку и подгонку всех элементов композиции, под руководством автора проекта.

10-12

Окончательная сборка.

После утверждения , производят финишную обработку, производится искусственное старение кислотой (патинирование) для придания необходимого цвета металлу, и крепление всех элементов (окончательная сборка).

13

Изделие упаковывается и следует к месту установки.

14

Установленная композиция и открытие.